Протоиерей АНДРЕЙ ЗАБУРАННЫЙ

9 июня 2011 -
article132.jpg

Да простят меня целомудренные и чистые телом, умом и сердцем, что говорю такие подробности, о которых не следовало бы и думать христианину! Да будут эти слова о мерзостных человеческих услаждениях для помощи в борьбе человеку грешному, и пусть все будет во славу Твою, Господи! И благодарим Тебя, Господи, что открываешь нам тайны грехов наших для сокрушения нашего и очищения! Слава Тебе, Господи наш, слава Тебе!

Введение. Рассматривая эту тему, надо четко усвоить то, что существует разделение половой потребности на действия, ведущие: 1- к деторождению; 2 - к выражению отношений людей противоположного пола; 3 - к получению удовольствия.
Нравственное богословие Е.Попова (Грехи против 7-ой запов., грех: Неумеренность в супружеском ложе): «Чтобы видеть виновность супружеского невоздержания, укажем те цели, какие имеет брак каждого мужа и жены. Первая и самая чистая цель брака - «рождение детей» (Быт.1,28). Вторая: «разделение между мужем и женой домашнего труда, или взаимная помощь в жизни» (Быт.2,18). Третья и последняя: «удовлетворение половому побуждению» (1 Кор.7,9). Таким образом, половое наслаждение уже само по себе стоит на последней ступени, хотя и «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр.13,4)».
Одна из особенностей половой потребности состоит в том, что переживания, связанные с ее удовлетворением у человека, отделены от её первоначальной биологической цели - продолжения рода. Поэтому рассмотрим половую потребность в этих трех аспектах: 1.- продолжение рода, половая система размножения и связанные с этим естественные физические ощущения; 2.- взаимная любовь как душевная потребность; 3.- удовольствие как стремление плоти к наслаждению.
Что же касается блудной страсти, которая явилась искажением естественного удовольствия тела, то она отмечается в трех проявлениях: физическое действие между двумя людьми с целью получения физического наслаждения, как блуд и прелюбодеяние; самоуслаждение через осязательные ощущения, как непотребства и блудные сновидения, что составляет грех нечистоты; и блудные мечтания, как похоть сердца.
Иоанн Кассиан (Собеседование аввы Серапиона о восьми главных страстях, гл.11): «Блудной страсти три рода: первый совершается чрез смешение одного пола с другим; второй производится без смешения с женщиной, за который от Господа был поражен Онан, сын Патриарха Иуды (Быт.38.9,10) и который в Писании называется нечистотою; третий производится умом и сердцем, о котором Господь в Евангелии говорит: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем» (Мф.5,28). Эти три вида Апостол указал в следующем стихе: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть». (Кол.3,5)»
Блудная страсть является телесной или плотской страстью, но рассматриваться может как грех против двух заповедей Божиих – 2-ой и 7-ой.
Нравственное Богословие Е.Попова (Грехи против 2-ой заповеди; грех: плотская страсть): «Явлена (известны) суть дела плотская, яже суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние» (Гал.5,19). В этих кратких словах плотская страсть вполне обнимается».
Грехи против 7-ой заповеди разделяются на грехи сердечной похоти, грехи телесного блуда, участие в блуде других, грехи холостой жизни, грехи в супружеской жизни, грехи в отношениях мужа к жене и отношение жены к мужу, грех соблазна. Об этих грехах можно прочесть в Нравственном Богословии для мирян (прот. Е. Попов), т.2.
Также к теме о блудной страсти необходимо подходить по способу жизни – супружеская жизнь, холостая и монашеская жизнь. Почему же она проявляется при различных способах жизни?
Нравственное Богословие (Грехи против 2-ой заповеди; грех- плотская страсть): «Действительно, она может держаться и держаться и в супружеском состоянии: прелюбодеяние. Тем более она овладевает людьми вне законного брака: блуд. Наконец, проявляется в противоестественных грехах, и часто в одних грехах этого рода: студодеяние (непотребство). Отличительный характер ее: она обща, доступна и мужескому и женскому полу, и старым и молодым людям, и даже своим образом - детям. Она в такой же близости находится к человеку, как близка к каждому его плоть».
Святые отцы говорят о том, что блуд бывает телесный и духовный, но и один, и другой страшны в последствиях для духа.
Нил Синайский (К Евлогию монаху, сл.1, гл.19): «Разумей, что отдельные виды блуда бывают совокуплены вместе,— блуд телесный и блуд духовный. Когда блудный помысл срастворяется с духом твоим, тогда душа твоя сочетавается с обольстительным в ней отпечатлением».
Существует такое понятие, как духовное прелюбодеяние, когда ум и сердце соединяются не с Богом, а с вещами мира, с человеком, а тем более в страстном блудном помысле.
Также сразу определим основные понятия этой темы. Половое влечение души с малоощутимыми внутренними ощущениями св. отцы называют похотными движениями; более чувственное половое возбуждение с определенными ощущениями - разжжениями. Момент удовольствия при сильном разжжении, который является завершающим этапом, отцы называют похотным сладострастием, а выделительный процесс – осквернением.
В таком же порядке происходит как естественная телесная деятельность функции полового размножения, так и исполнение страсти на телесном уровне. Разница лишь в том: 1. что побуждает человека удовлетворять эту потребность – сладострастие, выражение человеческой любви или желание иметь детей? и 2. что является прилогом, т.е. с чего начинается разжение тела – влечение к любимому человеку, похоть очей, чувственные внутренние или осязательные ощущения или страстный образ, появившийся в уме.
В заключение введения отметим, что блудная страсть присуща людям различных возрастов и от нее погибает множество душ.
Мытарства Феодоры (Жития святых от Дмитрия Ростовского, Житие … Василия Нового, 26 марта): «Поднимаясь выше, ангелы сказали мне: «Вот ты, Феодора, видела страшные и мерзкие мытарства блудных дел. Знай, что немногие души проходят эти мытарства беспрепятственно, так как мир во зле лежит, люди же весьма слабы и от юности пристрастны к любодейным грехам. Мало, очень мало людей, умерщвляющих свои плотские похоти, и посему редко кто эти мытарства проходит свободно и беспрепятственно; напротив, весьма много таких людей, которые, дошедши до этого мытарства, здесь погибают, ибо истязатели блудных дел похищают пристрастных к любодеянию людей и низвергают во ад, подвергая их жесточайшим мукам. Князи блудных мытарств даже похваляются, говоря: "Мы одни более всех других мытарей воздушных пополняем число низвергнутых на дно ада, которые таким образом как бы вступают в родство с нами, подвергаясь одинаковой с нами участи"».

Оглавление Раздел 1: Половая система как система, данная Богом для деторождения. К половой функции относится потребность в продолжении рода. На вопросе о потребности в размножении мы останавливаться не будем, а только отметим, что размножение присуще всем организмам, и через воспроизведение себе подобных на земле существует органическая жизнь.
Блаженный Августин (О супружестве и похоти): «У некоторых животных, не имеющих разума, а также у многих птиц наблюдается нечто похожее на супружеский союз: и брачное искусство гнездования, и поочередное сидение на яйцах, и поиск пищи; при этом очевидно, что когда они спариваются, они, скорее всего, занимаются делом продолжения рода, а не удовлетворяют свою похоть. Из этих двух дел подобным человеческому в животном является то, которое в человеке подобно животному, то есть дело продолжения рода».
В отношении этого вопроса, казалось бы, очень простого и понятного, у людей возникали вопросы о том, почему же Господь подал такую потребность в размножении и при этом она является грехом. На этот вопрос св. отцы отвечают так:
Григорий Нисский (О строении человека): «…если бы не произошло с нами вследствие греха никакого превращения и падения из ангельского равночестия, то и мы таким же образом для размножения не имели бы нужды в браке. Но какой способ размножения у естества ангельского — это неизреченно и недомыслимо по гаданиям человеческим; впрочем, несомненно то, что он есть. И он мог бы действовать и у людей, «Не много Ты умалил его пред Ангелами» (Пс. 8, 6), приумножая человеческий род до меры, определенной советом Сотворившего.
Если же кто затрудняется, спрашивая о способе происхождения людей, не нужно ли было для этого человеку содействия брака, то и мы спросим его о способе бытия ангелов: почему они составляют бесчисленные множества, будучи и одной сущностью, и многочисленными? Ибо даем приличный ответ возражающему: как мог бы человек быть без брака, когда говорим: так же, как ангелы существуют без брака. А что человек до преступления подобен был ангелам, доказывает это восстановление его опять в это же подобие.
После такого нашего об этом рассуждения подобает возвратиться к прежнему вопросу: почему по устроении образа Бог примышляет для твари различие в мужском и женском поле… Приводящий все в бытие и целого человека по собственной своей воле соделавший Божиим образом не хотел бы видеть, чтобы число душ достигало своей полноты постепенным приращением рождаемых, но силою предведения мгновенно представив мысленно в этой полноте всю человеческую природу и почтив ее высоким и равноангельским жребием, поскольку прозреваемой силой предусмотрел, что произволение человеческое не пойдет прямым путем к прекрасному, и потому отпадет от равноангельской жизни, то, чтобы не сделалось малым число душ человеческих, утратив тот способ, каким ангелы возросли до множества, поэтому самому примышляет для естества способ размножения, сообразный для поползнувшихся в грех, вместо того, что прилично ангельскому величию, насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства. Поэтому-то, кажется мне, и великий Давид, сожалея о бедности человека, такими словами оплакивает человеческое естество:
«Человек, который в чести и неразумен», называя честью равночестие с ангелами; поэтому продолжает: «подобен животным, которые погибают» (Пс. 48, 21). Ибо подлинно стал скотен принявший природу свою по наклонности к вещественному этот текучий способ размножения».
Максим Грек (Творения, ч.2, сл.27): «Известно, что детородные уды приданы при создании обоим полам ради двух причин: чтобы посредством их сохранился род человеческий и не исчез бы окончательно, и чтоб чрез них выбрасывалось всегда излишество переваривающейся пищи. Творец, знающий все прежде бытия, знал, конечно, вперед имеющее совершится отпадение первозданного от Бога, знал так же и причину этого отпадения, именно, что они восхотят быть равными Богу. По этой причине премудрый Создатель придал им такие скотские уды и вложил в них сильное разжжение скотской похоти, чтобы они и против воли совокуплялись друг с другом и рождали детей. Иначе мы не хотели бы совокупляться друг с другом, имея ввиду, каждый пол, множество несносных страданий деторождения и воспитания рождаемых, - женский пол, имея ввиду девятимесячное тягостное рождение во чреве и те пакости и огорчения, какие впоследствии, по рождении, приходится терпеть, и неотложные заботы о младенце, пока он достигнет известного возраста; отец так же, имея ввиду множество попечений о воспитании своих детей, как лучше их воспитать и научить благочестию, а потом сыновей женить, а дочерей выдать замуж. Этим доказывается, что премудрый Создатель имел ввиду умножение нашего рода другим каким-либо способом, более высоким и превышающим ум человеческий способом, приличным существу, созданным по образу и подобию Божию и не принудил бы Того, Кто не подлежит никакому принуждению, усвоить своему образу такое постыдное и скотское безобразие и скверное смешение. Неправильно, поэтому, понимать и утверждать, что человек, созданный по образу и по подобию Божию, то есть бессмертным, бесстрастным и нетленным, если и бы сохранил заповедь Создавшего его, имел умножаться посредством такого скверного и скотского совокупления. Ибо при скотском совокуплении по необходимости должно быть скверное истечение, без которого зачатие быть не может. Если же есть истечение, то значит, есть и тление и сокрытая страсть; следовательно, зачатое и рожденное и воспитанное уже не бессмертно, но тленно и смертно и маловременно. Ибо все, что от тления имеет начало, по необходимости подлежит тлению и смерти. Следовательно, другим способом, чуднейшим и для нашего ума непостижимым, имел умножаться род человеческий, а не посредством скотоподобного совокупления, как думают некоторые, рассуждая недостойно Божественного образа. Не будем же рассуждать о том, что превосходит наш разум и наше понимание…».
Игнатий Брянчанинов (Слово о человеке, гл. Тело и душа): «Во взятии жены от мужа видим образец бесстрастного размножения рода человеческого до его падения. Взята жена из ребра Адамова: в это время Адам не подвергся никакому ощущению, нарушающему непорочность; напротив того, он находился в иступлении, которое наведено было на него Богом. В такое состояние приходят только благодатные человеки. Мы не видим образца, по которому могли бы объяснить размножение рода человеческого до его падения от мужа и жены, размножения, назначенного прежде падения; но наверно утверждаем, что это размножение должно было совершаться во всей полноте непорочности и бесстрастия. Вместо наслаждения плотского, скотоподобного долженствовало быть наслаждение святое, духовное. Самого же образа, как неоткрытого Богом, и не испытываем, веруя, что для Бога как легко было попустить известный способ, так легко было установить и другой способ. Здесь употреблено о настоящем способе размножения слово: попустить. Да! Этот способ есть попущение Божие, есть горестное следствие нашего падения, есть знак отвращения Божия от нас. Мы уже рождаемся убитые грехом: в «беззакониих зачат есть и во грехах родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Зачатия в беззакониях и рождения во грехах не может быть установителем Бог».
Понимая, что нам присуща половая функция, мы должны всегда помнить, что половая потребность, в отличие от питания, не является основной жизненно необходимой потребностью.

Оглавление Раздел 2: О половом влечении для деторождения. Следует сказать, что Господь подал половую систему для нужд деторождения, и это целая система внешних и внутренних органов связанных с биохимическими процессами на клеточном уровне. При этом органические ощущения являются побочными, а не основными, так же, как и при потребности питания. На самом деле приятные ощущения при зачатии детей даны как своего рода поддерживающие, т. к. с другой стороны рождение детей связано с болезненными ощущениями. Если бы не было этих приятных ощущений и радости от рождения ребенка, то люди бы могли и вовсе отказаться от деторождения.
Иоанн Златоуст (т.4, Беседы на книгу Бытия, 17): «Однако человеколюбивый Бог даровал вместе с скорбями и столь великое утешение, что радость о рождении младенца равняется тем болезням, которые в продолжение стольких месяцев терзают утробу матери. Переносящие такой труд, столько терзаемые болезнями и, так сказать, отчаивающиеся в самой жизни, после того как родят и насладятся радостью за (свои) страдания, опять, как бы забывши все, что было, предаются деторождению: так устроил Бог для непрерывного сохранения людей! Надежда будущих благ всегда облегчает перенесение настоящих скорбей».
Но до того как возникает возбуждение половой системы и определенные внутренние ощущения, которые характерны для этого возбуждения, у человека появляется влечение, которое извратилось и стало частью блудной страсти. Половое влечение, или похоть (по отцам), является определенным инстинктивным действием души по ее связи с телом и является аналогичным с аппетитом при потребности питания. Точно так же, как при аппетите, влечение может проявляться по органическим причинам, происходящим при работе половой системы, по причине раздражения органов чувств, таких как зрение, обоняние, осязание, слух, т.е. по причинам связанным с естественными функциями организма. Оно дано Богом для того, чтобы привлечь человека к размножению, появляется до возбуждения половой системы и не является доминирующей силой потребности. Точно так же, как и при аппетите, на него можно обратить внимание, но не поддаться ему и со временем его сила будет ослабевать. Поэтому подвижники все свои силы направляли на укрощение силы влечения-страсти, а со временем и естественного движения души и плоти.
Также следует сказать о том, возможно ли при зачатии ребенка не побеждаться пороком похоти.
Блаженный Августин (О супружестве и похоти): «Конечно, человек, вступая в плотскую связь, не побежден пороком похоти лишь тогда, когда пылающее вожделение, сопровождающееся беспорядочными и непристойными движениями, он обуздывает и смиряет; и заботясь о продолжении рода это вожделение смягчает и употребляет только для того, чтобы плотским образом произвести на свет тех, кто должен духовно возродиться, а не для того, чтобы обрекать дух на рабское служение телу».

Оглавление Глава 1: О возбуждении половой системы, или разжжении. Далее после влечения, как малоуловимого чувства желания, половая система начинает возбуждаться. При малейшем возбуждении появляется разжжение или внутренние ощущения, похожие на щекотания или некую теплоту. При более сильном разжжении такие ощущения у отцов описаны, как:
Иоанн Кассиан (Собеседование аввы Херемона второе о чистоте, гл.1): «огонь похоти, который (как бы врожденный жар) ощущает эта плоть».
Разжжение может иметь как самовольный, так и инстинктивный характер. Когда оно имеет инстинктивный характер, то это является проявлением заботы Господа о сохранении человеческого и животного рода.
Феофан Затворник (Толкование Послания к римлянам 1,24): «Плотское возбуждение само по себе ничего грешного не имеет. Оно дано вместо проводника к деторождению для распространения и сохранения рода, и в естественном порядке престает вместе с исполнением сего назначения животного организма. Видим у животных, что у них это дело исполняется однажды в год. Потом они успокаиваются и никакой тревоги с этой стороны не испытывают, как исполнившие долг естества».
Когда же оно имеет самовольный характер, то это проявления греха.
Блаженный Августин (О супружестве и похоти): «это движение совокупляющихся органов является непристойным именно потому, что оно не повинуется человеческой воле»
Феофан Затворник (там же): «В людях видится беспорядочность возбуждения плотского и похотствование непрестающее, даже помимо того возбуждения. От чего это? Видимо, что здесь порядок естества извращен».
О том, что душа восприняла потребности тела за свои, было уже сказано в теме о телесных потребностях – телесных страстях.

Оглавление О причинах полового движения.

Антоний Великий ((Добротолюбие, т.1, Наставления…, п.18)): «В теле бывают троякого рода плотские движения: естественное, прирожденное ему, которое ничего не производит греховного, без согласия души, а только дает ощущать, что есть оно в теле;»
Обратите внимание, что это прирожденное движение, т.е. реакция центральной нервной системы и половой системы на определенные внутренние и внешние раздражители, которые называются безусловными рефлексами, являющиеся основными механизмами инстинкта, в данном случае, инстинкта размножения. Безусловные рефлексы не зависят от души и являются способностью организма.
Антоний Великий ((Добротолюбие, т.1, Наставления…, п.18)): «другое движение происходит от слишком обильного питания тела пищей и питьем, когда порождающийся от этого жар крови поднимает в теле брань против души и склоняет ее к нечистым похотям.
Третье движение бывает от злых духов, которые по зависти искушают этим и покушаются расслабить взыскавших чистоты».
Как видим, первые две причины происходят от телесных потребностей, т.е. имеют вещественную природу, и проявляют себя физически, а третья причина имеет духовную природу, т.е. проявляет себя через мысли, которые при любой страсти бывают от злых духов, а добродетельные мысли – от Бога. И, понятно, что душа постоянно находится под воздействием той или иной природы.
Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн.6, гл.1): «Поскольку нападения бывает двоякое (т.е. на тело и душу), то и сопротивляться надобно двояким оружием».
Рассмотрим эти причины движений подробно, при этом третья причина будет рассмотрена не отдельно, а параллельно с другими, и приведем советы отцов в борьбе с ними.

Оглавление Раздел 1.1: О естественных факторах, происходящих от работы внутренних систем. Оглавление Механизм действия естественного полового возбуждения и развитие страсти.

К естественным факторам относятся: 1. работа внутренних органов и связанные с ней внутренние приятные ощущения; 2. реакция рецепторов, находящихся на коже, т.е. от осязания; 3. реакция на человека другого пола (об этом мы поговорим в отдельной теме – о любви). Рассматривая тему глубже, мы увидим, что эти факторы явились для грешного человека определяющими в блудном сладострастии, т.к. он нашел и продолжает находить в них различные удовольствия. Спаси нас, Господи!
Вид блудной страсти, проявляющийся через внешние осязательные ощущения и внутренние ощущения организма, называется нечистотою.
Иоанн Кассиан (Собеседование второе авыы Херемона, гл.2): «(второй вид) – нечистота, которая без всякого прикосновения к женщине иногда случается во время сна или во время бодрствования...»
У закоренелого блудника нечистота проявляет себя как отдельно, так и вместе с другими видами блуда, такими как смешение с другим полом и блудные помыслы. И хотя у грешника все виды страсти перемешаны, и то одна проявляется сильнее, то другая, но мы остановимся отдельно на каждом из них. Также следует заметить, что святые подвижники вели брань именно с телесными проявлениями, т.к. уже отказались от отношений с другим полом и молитва удерживала и очищала их ум и сердце от страстных образов.
Вначале остановимся на вопросе о том, как и почему происходит возбуждение (у отцов при описании страсти используется слово разжжение). Как физиологическое действие организма разжжение происходит в результате наполнения кровью полостей пещеристых тел и в связи с работой выделительных процессов. Оно происходит под влиянием импульсов, поступающих от нервных клеток, расположенных в поясничном отделе спинного мозга.
Считается, что деятельность спинного мозга носит рефлекторный характер, при этом безусловные рефлексы (или реакции организма) проявляются под действием рецепторов внешней и внутренней среды и влияют на работу организма при этой потребности. Сами же рефлексы возникают под действием сигналов, исходящих из организма, а также под влиянием сигналов, идущих сначала в мозг, а затем спускающихся в спинной мозг. К спинномозговым рефлексам относятся: двигательная, мускульная деятельность, а также деятельность внутренних органов, к которой и относится мочеиспускательная система и сосудодвигательные нервные волокна, благодаря которым происходит приток или ослабление потока крови в органах.
Итак, органическое возбуждение половых органов происходит под действием мышечного сокращения и усиленного притока крови. В свою очередь, мышечное сокращение происходит благодаря физико-химическим и биохимическим свойствам механоактивных мышечных белков. Торможение или успокоение возбуждения половой системы происходит при частом мышечном сокращении, и в какой-то момент человек ощущает сильное чувственное удовольствие (у отцов – момент сладострастия), при этом происходят определенные процессы, связанные с выделительной функцией (у отцов – осквернение).
Феофан Затворник (Созерцание и размышление, ст. Похотная страсть): «…Плотские движения естественны в теле, и в них нет греха…»
Грех начинается тогда, когда тело привыкает к таким приятным ощущениям и образуется условный рефлекс на базе безусловного. Но следует сказать, что не само тело переходит от безусловного (инстинктивного) к условному (приобретенному, страстному) рефлексу, а это пораженная грехом душа находит таким способом сладострастное удовольствие и увлекается им. Как происходит такое укоренение греховной сласти? Вначале происходят физиологические проявления, описанные выше, в форме безусловного рефлекса как одного из значимых механизмов половой функции. В начале полового созревания организм действует в рамках естества и такие проявления происходят редко, со временем все же начинает вырабатываться определенный условный рефлекс, но еще нельзя говорить об его устойчивости. Но тут душа обращает на них свое внимание, они нравятся ей и она начинает их желать. Далее, по своей греховной заботе о теле, старается тем доставить телу удовольствие (как и при потребности питания).
Такое сладострастие души, как блудная страсть, схематически можно отобразить следующим образом: «прилог» – чувственные движения и ощущения при телесной потребности; «внимание» – душа обращает внимание на такое действие тела; «услаждение» - это начинает ей нравиться; «желание» - возникает желание таким образом услаждаться и в дальнейшем, и душа стремится к нему; «добровольное пленение воли, или страсть» - когда душа уже не желает расстаться с таким удовольствием.
Так, вместо того, чтобы не обращать внимания на начальные инстинктивные проявления тела, душа придает им большое значение и начинает искать способы, как доставить телу удовольствие. Но какими способами душа может его доставить, если тело действует по определенным органическим законам и для возбуждения той или иной потребности необходим внешний или внутренний раздражитель? Как и в потребности питания, душа может совершать действия, которые ведут к поиску вещественного раздражителя, т.е. другого человека, посредством которого тело получит удовольствие, или сама руководит телом для самоудовольствия.
Также, если нет другого человека, душа через воображение и память сама создает такой образ и мозг отреагирует на образ и происходит рефлекс. Со временем такие образы перерастают в блудные мечтания и страстные разжения приобретают форму условного рефлекса, причем чем чаще тело разжигается блудной страстью, тем рефлекс сильнее. При всем этом человек становится сладострастным в отношении своего тела. О блудных мечтаниях и поиске человека противоположного пола мы поговорим в следующих главах, а сейчас остановимся на внутренних процессах и осязательных ощущениях.

Оглавление Раздел 1.2: О естественных половых ощущениях, происходящих от внешних факторов и ставших поводом к телесному сладострастию или похоти плоти. Зачастую эти ощущения могут вызываться внешними или физиологическими, внутренними, факторами, когда реально рядом с нами нет человека противоположного пола. Например, внешние – соприкосновение белья с телом, положение тела и т. д. К внутренним относится близость или совмещение половой, мочевой и кровеносной систем. Как видим, половые ощущения часто возникают от случайных осязаний или потребностей других систем, а мы склонны приписывать этим ощущениям значимый характер, обусловленный необходимостью.
Такого рода факторы могут проявляться как при бодрствовании, так и во сне или при пробуждении, о чем мы рассмотрим в соответствующих разделах.
Далее рассмотрим, какие естественные факторы и как следует поступать при осознанных осязательных или органических проявлениях во время бодрствования.

Оглавление Об одежде.

Выше было отмечено, что ощущения могут быть вызваны внешними факторами, такими как соприкосновение тела с бельем.
Нравственное богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех – изысканная и нескромная одежда): «…в отношении к целомудрию и материал одежды не безразличен; например, шерстяная одежда, намеренно или только по недоразумению надеваемая на свое тело, особенная мягкость, теплота платья изнеживают тело и возбуждают плоть (не без причины же многие подвижники носили на себе грубые власяницы)».
К этому можно отнести и узкое или неудобное нижнее белье, а также постельное белье и мягкая мебель.
Ефрем Сирин (Советы новоначальному монаху…, ст.79): «Когда ложишься спать, не подстилай под себя сверх потребности, потому что нега естественным образом может распалить тело твое и сильно разжечь угль сладострастия».
Феофан Затворник (письмо 624): «Вместо мягкого кресла для сиденья – возьмите жесткую табуретку. Спать – снимите тюфяк.. и постелите одно одеяло… И покройтесь чем-либо прохладным…В комнате поменьше тепла…»
Итак, приятные ощущения от одежды, мебели и т.п. могут служить началом приятных осязательных ощущений, особенно в период действия страсти. В чем здесь может быть виновность души? В том, что она неразумно пользуется вещественными предметами.

Оглавление О гигиене тела.

Следующий фактор, который, являясь естественным, может приобретать форму греха – это гигиена тела. Во-первых, естественные половые выделения и остатки различных выделений, остающиеся на коже в области половых органов могут давать различные ощущения, типа зуда.
Феофан Затворник (письмо 500): «…(ежемесячные) кровотечения не суть душевная нечистота – духовная, а нечистота вещественная – телесная… Довольно после них омываться дочиста, чтобы никакого следа не оставалось, и белье переменить, и руки вымыть… И потом делайте все со спокойной совестью…. Мечтания страстные во сне пред кровотечением (у женщин) не вменяются в грех, потому что сии мечтания непроизвольны. Но сокрушаться о них и скорбеть надо… Зачем исходят они из души? Если согласие во сне дано… и это не беда, но более отяжеляет совесть, потому, если можно, хорошо открывать об этом духовнику. Совесть спокойнее будет».
В данном случае, при работе выделительной системы мозг способен воспроизводить образы, которые связаны с блудом по рефлекторному взаимодействию.
Во-вторых, возбуждение может происходить при омовении тела, как и при ношении одежды и пользованием мебелью, по причине осязательного воздействия на кожу, а также при наблюдении за своим обнаженным телом. Это связано с тем, что происходит возбуждение органов чувств, таких как зрение и осязание и сигналы подаются в мозг, который распределяет информацию в соответствующие участки, которые в данном случае связаны с половым возбуждением, что может привести к возбуждению страсти.
Никита Стифат (Добротол. т.5, сотн.1-я, ст.21): «Осязание есть не частное некое чувство, в одной какой части тела действо свое проявляющее, но чувство общее, по всему телу распространенное. Почему, когда оно осязает без нужды что- либо, питая еще пристрастие к вещам нежащим, тогда колеблет ум страстными помыслами. Когда же коснется чего по необходимой естественной потребе, отрешившись уже от всяких нежностей и преодолев чувственность, тогда оно не колеблет душевных чувств».

Оглавление Об осязании своего тела.

Вначале рассмотрим вопрос об осязании, которое может быть как при гигиенических процедурах, при обычных прикосновениях к телу по естественной телесной необходимости, так и при намеренном доведении себя до греховного сладострастия.
Что касается чувства осязания, то оно может рассматриваться с нескольких сторон: как способ познания, как эмоциональное переживание посредством ощущений тела, как защитные приспособления организма. Нам же полезно узнать о второй стороне, т.к. св. отцы рассматривают ощущения от осязания как соблазн при действии блудной страсти, именно со стороны эмоционального переживания посредством ощущений тела. При этом это может быть осязание своего тела и чужого.
Нравственное богословие (Грехи против 7-й заповеди, грех: Скоктание, или щекотание; страстное осязание и лобызание): «Чувством осязания, или самим прикосновением к другому полу, возбуждается и питается плотская похоть».
Вначале рассмотрим вопрос об осязании своего тела.
Григорий Нисский (О молитве, сл.5): «Чувство осязания составляет крайний предел всех согрешений. Все, что ни делается для тела сластолюбием, принадлежит к числу недугов осязательного ощущения».
Грех, который имел свои корни от приятных осязательных ощущений кожного покрова, называется малакией или рукоблудием.
Иоанн Лествичник (Лествица, сл.15): «бывает телесный блуд и без участия иного тела. Есть в нас некая смерть и погибель падения, которую мы всегда с собою и в себе носим, а наиболее в юности. Но погибель сию я не дерзнул предать писанию, потому что руку мою удержал сказавший: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5,12)».
Нравственное богословие (Грех против 7-ой заповеди, Грех: малакия): «Об этом грехе следует особенно сказать: «блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6, 18)… тайность и доступность этого греха зарождают его и поддерживают. В самом деле, здесь не нужно (как втайне мыслит рукоблудник) лицо другого пола, чтобы удовлетворить похоти: похоть дома около себя; и просить об ней никого не требуется и опасаться за отказ нечего и следы греха составляют свой собственный секрет».
Если говорить о рукоблудии, то необходимо сказать, что человек привыкает к нему с детства, а значит навык велик и борьба – трудна.
Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн.6, гл.1): «По преданию отцов … против духа блуда, — брань более других продолжительная, постоянная, жестокая, в которой весьма немногие одерживают совершенную победу, и которая, с первого времени зрелости возраста начиная беспокоить, не прекращается до тех пор, пока прежде не будут побеждены прочие страсти»
Вначале, до полового созревания, могут быть приятные ощущения от внешних факторов, как соприкосновение с одеждой, при купании и т.п. При половом созревании начинает возбуждаться внутренняя половая система, и ребенок также фиксирует это и проявляет к ним интерес и понимает, что это доставляет удовольствие. Ребенок неосознанно начинает стремиться к таким ощущениям и фантазиями начинает разжигать похоть и находит способы, как ее удовлетворить.
Нравственное богословие (Грех против 7-ой заповеди; грех – ознакомление невинного лица с малакией…): «...бывают люди, которых никто не научал малакии, между тем как они повинны этому греху. Дав волю своей внутренней, или сердечной похоти, они сами сочинили для себя этот грех, а вернее сказать, враг – диавол был на этот раз их учителем. Первые опыты греха они делали не сознавая ясно, что это грех; так особенно самооскверняются лица женского пола, которые по стыдливости своей не открывают никому своей тайны, но с развитием в себе страсти (как и мальчики) обыкновенно начинают уединяться. …Детским - то неразумием и поддерживается страшное зло… Читатель описываемых пороков! Поистине нам нужен с тобою плач Иеремиин над теми, которые узнали на деле этот противоестественный порок, как это в особенности детей, не имеющих родителей, и дети взрослые в учебных заведениях!»
Следует отметить, что если осязательные действия женщина принимает как рукоблудие, то внутреннее мышечное сокращение вообще не считает за грех, и не исповедует его как разжение с истечением. Но это неправильно, т.к. при таких органических движениях происходит тот же процесс, что и у мужчин – момент чувственного сладострастия.
Итак, с годами этот навык или условный рефлекс становится таким сильным, что человек уже не представляет своей жизни без таких сладострастных удовольствий и живет с этим всю свою жизнь.
Нравственное Богословие (Грехи против 7-й заповеди, грех: малакия): «Оттого-то между прочим этому пороку предаются не только мужчины, но и женщины, не только молодые, но и престарелые, не только вообще падшие блудом, но даже не испытавшие полового совокупления, как например, отроки и отроковицы, даже люди равнодушные к другому полу, например, холостые к женщинам. Особенная же сладострастная чувствительность, которою сопровождается малакия, развивает этот порок до такой степени, что рукоблуднику связывают руки с целью удержать его, - что он бессознательно (во сне) рукоблудит, что и естественным удовлетворением половому побуждению, т.е. даже женитьбою или замужеством, он не всегда излечивается от этой болезни».
Этот грех не прекращается и при поступлении, например, в монастырь.
Иоанн Лествичник (Лествица, слово 15): «Часто диавол все усилие, старание, ухищрение, коварство и все свои козни устремляет к тому, чтобы проходящие монашеское житие и подвизающиеся на сем поприще, исполненном искушений, были боримы противоестественными страстьми. Посему часто находясь в одном месте с женским полом, и не будучи боримы плотскою похотию, или помыслами, некоторые ублажают себя; а того не разумеют несчастные, что где большая пагуба, там в меньшей нет нужды. Думаю, что всеокаянные убийцы по двум причинам обыкновенно низвергают нас бедных в противоестественные падения: потому что мы везде имеем удобность для таких согрешений, и потому что они подвергают нас большей муке. Узнал сказанное тот, кто прежде повелевал дикими ослами, а потом сам был поруган и порабощен адскими ослами; и питавшийся некогда хлебом небесным после лишился сего блага; всего же удивительнее то, что и после его покаяния, наставник наш Антоний, с горькою скорбию, сказал: “великий столп пал!” Но образ падения скрыл премудрый муж, ибо знал, что бывает телесный блуд и без участия иного тела. Есть в нас некая смерть и погибель падения, которую мы всегда с собою и в себе носим, а наиболее в юности. Но погибель сию я не дерзнул предать писанию, потому что руку мою удержал сказавший: «бываемая оттай» от некоторых «срамно есть и глаголати» и писать и слышать».
То, обстоятельство, что этот навык приобретен с детства, не снимает с нас вины, т.к. мы уже выросли, и многие понимают, что это порок, но расстаться с ним не хотят или не борются по малодушию. Грех же мучит тело и душу, и человек, как образ Божий, унижен до состояния неразумного животного.
Феофан Затворник (Созерцание и размышление, ст. Похотная страсть): «Кто частым удовлетворением этой похоти образует в себе склонность к услаждениям ее, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански. В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает проводить жизнь свою только среди таких порядков, которые могут питать и услаждать ее. Ради сласти, доставляемой удовлетворением этой страсти, она называется сладострастием. По разрушительным действиям своим на душу и тело страсть эта у Апостола именуется «похотию злою» (Кол.3,5), а по унижению ею разумного существа – «страстию бесчестия» (Рим.1, 26)».
И что более прискорбно, многие христиане не считают это за грех, а приписывают это естеству тела. Но это не так, само тело дает знать о такой порочности.
Нравственное Богословие (Грехи против 7-й заповеди, грех: малакия): «Справедливо природа наказывает за него столько, как не казнит ни за какой другой грех. Рукоблудник (онанист) и тупеет памятью, и худеет лицом, и теряет зрение, и дрожит (руками), словом – весь делается, как «бродячий мертвец»».
Феофан Затворник (письмо 814): «Оно (рукоблудие) иссушает… и преждевременную смерть причиняет. У иных способности расслабляет, здравомыслие и энергию подавляет, бывает причиною и умопомешательства».
За такие действия против своего тела человека наказывает и Церковь, и Бог.
Феофан Затворник (Письма, п.814): «...(Рукоблудие) делает вас виновным пред Богом, (и) вы, кажется, почитаете легким. Найдите и прочтите следующее место в первом послании св. Павла к Коринфянам: гл.4, ст.9. Что здесь названо: «малакии», то есть ваше дело. Оно лишает Царствия. Следовательно, есть смертный грех. Блудная страсть здесь во всей силе – и удовлетворяется… Поразмыслите об этом… И положите конец этому делу».
Нравственное Богословие (Грехи против 7-й заповеди, грех: малакия): «При таких казнях со стороны самой природы, Церковь уже с меньшею строгостью относится к виновному: она не подвергает его многолетней эпитимии, как наказывает других грешников, но только назначает ему подвиги, помогающие исправиться от порока, например, сухоядение и по 100 поклонов в продолжении 40 дней».
Такой наш грех поддерживает и враг, а ангелы стараются вразумить нас.
Ефрем Сирин (О том, как приобретается человеком смиренномудрие, гл.94): «Немала борьба между святынею (чистотою) и скверною. Содействующие нам в осквернении, внушают такую мысль: «Никто тебя не видит, чего боишься?» А действующие нам во святыне возражают им: «Бог видит, и ангелы Его с тобою, как же говоришь: кто тебя видит?» Искуситель продолжает: «Где они? Пока никого здесь не видно». На этом содейственники святыни прерывают его: «Не видишь?! Правду сказал ты, ибо написано: «Ослепи их злоба» (Прем. 2,21), «Образовавший глаз не увидит ли» (Пс. 93,9)? Где укроешься от Бога?» (Пс. 138,1-12) — Вот что вложи себе в помысл, и грех не будет долго владычествовать над тобою, и печаль греховная не постигнет тебя, но придут к тебе радость и мир о Духе Святом».
Еще следует сказать, что ни ученые, ни многие люди не видят в таком способе удовлетворения возбуждения ничего плохого, и даже относят это к виду счастья. Приведем пример из современной литературы для того, чтобы увидеть абсурдность такой трактовки о любви и счастье, а также развращенность нашего общества. К такому «счастью», наравне с обычными двуполыми отношениями, относятся: «различные замещающие формы половой жизни, когда оргазм вызывается путем искусственного возбуждения половых органов, без полового акта (см. онанизм), и которые присущи не только человеку, но и многим животным; человеческое воображение способно эротизировать, делать сексуально значимым практически любой реальный или идеальный объект. Причём это происходит не только на уровне индивидуального, но и на уровне общественного сознания. Половая жизнь – неотъемлемая составная часть культуры, которая, с одной стороны, выражает, обобщает и символизирует, а с другой – направляет и координирует многообразные фактические проявления сексуальности». (СБЭ). Даже из этого небольшого отрывка видны различные проявления блудной страсти и вся глубина падения человечества, которое оправдывает извращенные формы телесного самоуслаждения и мысленные услаждения страстными блудными образами. Такое поощрение подобного извращения образует один грех, связанный с детским рукоблудием: ознакомление невинного лица с малакией.
Иоанн Лествичник (Слово 15): «Окаянен падающий; но тот окаяннее, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений, и тяжесть сласти иного».
В наше время этому могут учить учителя на уроках «полового воспитания» или статьи в журналах и книгах. Прости нас, Господи!
Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Ознакомление невинного лица с малакией и муженеистовством): «…самоосквернители, а особенно мужеложники, (могли быть) научены противоестественному блуду кем-то со стороны или увидели случайно этот соблазн на других. Горе-несчастье увеличивается от того, что большею частью здесь ознакамливают старшие молодых. (Притом, и на этот раз употребляется иными насилие… В женском поле так же одни других научают малакии и делают ее совместно). А ознакомленный с каким либо противоестественным грехом, будет быстро стремиться к нему сам по себе, например, 10-летнему ребенку стоит только быть научену малакии, а затем он иной раз не поддается самым заботливым мерам со стороны, когда хотят остановить его от порока…И какое в самом деле бремя берет на свою совесть человек, например, пожилой, который ознакомляет детей… О, бесстыдные распространители противоестественного блуда! Если бы вы вспомнили своевременно такую угрозу слова Божия: «ни малакии, ни мужеложники… царствия Божия не наследуют» (Кор.6,9)»
Советы отцов против таких рукоблудных осязаний:
Прежде всего, следует следить за своими мыслями и творить постоянную молитву, потому что когда ум рассеян и находится в постоянном блуждании и мечтаниях, врагу посылает свои ядовитые стрелы блуда.
Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл. 75): «Поэтому диавол усиливается сначала сделать, чтобы оставлена была непрестанная сердечная молитва, а потом внушает пренебрежение к уставленным временам молитвы и правила, совершаемого телесно. И таким образом вначале помысл предается слабости вкусить прежде времени какую-нибудь малость пищи и что-либо самое незначительное и ничтожное, а по впадении в нарушение воздержания своего человек поползается в неумеренность и распутство. Сначала одолевается желанием (лучше же сказать, маловажным представляется это в глазах его) посмотреть на наготу своего тела или на другую какую красоту членов своих, когда снимает с себя одежды свои, или когда выходит он для телесной потребности или к воде, и расслабит чувства свои, или смело положит руку под одежды свои и начнет осязать тело свое, а потом восстает уже в нем и прочее одно за другим. И кто прежде охранял твердыню ума и скорбел о чем-либо одном из сказанного, тот отверзает тогда к себе широкие и опасные входы, потому что помыслы (скажу уподобительно), как вода, пока отвсюду бывают сдерживаемы, соблюдают добрый свой порядок; а если мало из твердыни своей выступят наружу, производят разорение ограды и великое опустошение. Ибо враг днем и ночью стоит у нас перед глазами, примечает, выжидает и высматривает, каким отверстым входом чувств наших войти ему. И когда допущено нами нерадение в чем-либо одном из сказанного выше, тогда этот хитрый и бесстыдный пес пускает в нас стрелы свои».
Также отцы советуют быть осторожным с прикосновениями.
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл.24): «…особенно же без крайней нужды не дотрагивайся до известных членов. Чем произвольнее такое прикосновение, тем чувствительнее и живее бывает движение плотской похоти и тем неудержимее увлекает оно человека к самому делу греховному».
Никодим Святогорец (О хранении чувств): «Не простирай рук своих без нужды к собственному телу, даже чтобы почесаться, поскольку через это кажущееся незначительным осязание лукавый навыкает склонять на грехи и рисовать в воображении неподобные страстные образы, оскверняющие чистоту помыслов. Потому и святой Исаак заповедует: «С целомудрием приступай к исполнению необходимой нужды, как бы стесняясь хранящего тебя Ангела, и совершай дело со страхом Божиим» (Слово 9)».
Ефрем Сирин (О том, как приобретается человеком смиренномудрие, гл.88): «Не должно монаху с особенною тщательностью мыть тело или ноги. Как сластолюбцы в изяществе тела и одежд ищут себе удовольствий, так подвижник благочестия противоположным сему ополчается на сопротивников».
Ефрем Сирин (В подражание притчам): «При распалении плоти не касайся тела, чтоб не произвести сильнейшего распаления».

Оглавление Об осязании чужого тела.

Соблазнами через осязательные ощущения св.отцы называют телесные прикосновения. Причем необходимо учитывать, что человек не только сам возбуждает свою страсть, но соблазняет ими другого.
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл.24): «Блюдись руками своими хватать, жать и обнимать тело не только чужое, женщины ли то или мужчины, и старца, равно как и юноши, но и свое собственное».
Нравственное богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Скоктание, или щекотание; страстное осязание и лобызание): «таково, например, щекотание в виде игры; таковы поцелуи или так же во время общей игры и по форме самой игры или же решительно сладострастные (еще хуже, у некоторых сектантов они прикрыты Христовою любовью, а у иных православных христосованьем во дни Пасхи: христосуются с другим полом только для того, чтобы испытать при этом приятное ощущение от прикосновения к другому полу); таковы страстные или любовные обнимания. Подобные-то прикосновения к лицам другого или даже одинакового пола (иногда, впрочем, они бывают случайными, ненамеренными) и порывают к действительному падению…: Скажут нам: «Любовные лобзания и объятия еще не оставляют никакого следа на теле, например, девицы; тело от них не растлевается. Что же тут смущаться?» Пусть так, ими нельзя доказать или изобличить следов нецеломудрия. Но тело девицы или юноши после этого уже не остается чистым от постыдного прикосновения, и эти незаконные поцелуи и объятия, как огонь, должны жечь совесть их».
Никодим Святогорец (О хранении чувств): «Итак, берегись от нежных рукопожатий, поскольку чувство, возникающее от прикосновений, намного быстрее вовлекает в грех. Знай же, что трудно освободиться от страстных чувств, возникших от осязания, и внемли себе всеми силами. И действия других чувств значимы, хотя иногда и кажется, что от них далеко до греха; осязание же – это уже начало греха. Внемли, чтобы не приближаться ни рукой, ни ногой твоей близко к телу другого, и уж тем более молодого».
Иоанн Лествичник (Лествица, Слово 15): «Можно осквернить тело и одним осязанием; ибо нет ничего столь опасного, как сие чувство. Помни того, который обвил руку свою краем одежды, (когда нес престарелую свою мать), и удерживай чувство руки своей и не прикасайся к сокровенным и прочим членам ни своего, ни чужого тела».

Оглавление Об обнажении тела по необходимости.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех: соблазн на собственную наготу): «По чувству христианского целомудрия требуется стыдиться и себя, или собственной наготы. (Одни из святых, как например, Антоний Великий), никогда не видели обнаженным своего тела; другие, как Тихон Задонский, под конец своей жизни, или иначе сказать, в конце своих духовных подвигов, также переставали омывать свое тело в бане; еще иные, строгие хранители своего целомудрия, стыдились и своей комнаты, когда переодевались, особенно до сорочки, почему и употребляли на сей раз ширму; стыдились также некоторые и сияющего на них солнца, когда должны были обнажиться на открытом воздухе; значит, стыдились не только других и самих себя, но и неодушевленной природы; наконец что же? Одни, обнажаясь, чувствовали стыд и от присутствия существ бестелесной и святой природы, например, своего ангела-хранителя, который сопутствовал им в дороге и при котором они должны были раздеться, чтобы переплыть через речку, когда не случалось на берегу лодки (из Алфав. Патерика). Вообще строжайшие хранители своего целомудрия между святыми, как например, (кроме Антония велик.) Пахомий, Аммоний, Серапион и другие советовали и сподвижникам своим не обнажать своего тела иначе, как только в случае тяжкой болезни или особенной нужды. Конечно, не напрасно же или по излишнему опасению они прибегали к такой утонченной осторожности, как и не напрасно названы Церковью и в истории «великими», нет, но вследствие глубокого изучения этой мудрейшей науки: «как избегнуть страстей»».
Святые отцы объясняли, почему не стоит обнажать своего тела.
Диадох (Подвижнические слова, гл. 52): «Духовным не следует ходить в баню; и почему. Ходить в баню никто не сочтет грешным, или неразумным; но воздержания ради удаляться и от этого, я называю делом и мужественным и целомудреннейшим. Ибо в таком случае ни тело наше не разблажается сластным оным омовением, ни в душе не возбуждается воспоминание о бесславном обнажении Адама, чтоб подобно ему заботиться о листьях для прикрытия второй срамоты обнажения. Особенно это необходимо для нас, которые недавно высвободясь из пагубного растления жизни сей должны всячески стараться пребывать в неразлучном единении с красотою целомудрия непорочной чистотой своего тела».
Как видим, люди, будучи уже святыми, во-первых, рассудительно подходили к брани с естеством, и, во-вторых, имели святое чувство стыда перед Богом и ангелами. Что происходит с грешником?
Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех: соблазн на собственную наготу): «В настоящем нашем состоянии, которое есть состояние падения, потеря первобытной наготы, теперь-то свойственнее каждому человеку скрывать и от себя собственную обнаженность, напоминающую о первом грехе, чем засматриваться на нее. Взгляд с услаждением на обнаженные свои члены легко приводит к мысли о противоположном поле и к удовлетворению плотской похоти (путем рукоблудия, - от авт.). Особенно такой взгляд сопровождается смущением для тех, которые ведут жизнь высокоцеломудренную. Вот они руки свои видят всегда обнаженными, и этого довольно кажется им».
Мы же не исследуем своего естества и не стыдимся ни себя, ни людей, ни Господа, а более того, предаемся рукоблудию и прелюбодеянию пред чистыми взорами Господа и ангелов. Прости нас, Господи!
О соблазне на чужую наготу мы скажем в теме о соблазнах от взгляда.

Оглавление О положении тела.

По этому вопросу можно сказать, что в теле действует мышечная рефлексия, которая связана с мозгом и мышцами половых органов. Она может проявляться при навыке частого мышечного расслабления, как, например, сидение в развалившейся позе, и особенно если в прошлом человек уже удовлетворялся блудной страстью в этом положении.
Феофан Затворник (письмо 635): «Держитесь всегда этого приема… первое возникновение преследовать. В предотвращение же самого возникновения держите тело в струнку, и стоя, и сидя, и лежа… отнюдь не распущайте членов… В душе держите память Божию… со страхом. Как в присутствии Бога допускать то? ...Это и будет холодом обдавать весь организм».
Как видим, необходимо тщательно следить за своим телом. В течение жизни организм человека привыкает реагировать на определенные действия. Что касается блудной страсти, то разжжение может появляться в местах, где привычно исполнялась страсть, при этом органы чувств, мозг и душа сразу начинают привычно реагировать. Это же касается и поз тела, например, расслабленно сидеть на стуле или ложиться на кровать. Поэтому необходимо перед тем как войти на то место, где часто удовлетворял страсть, или принять определенную позу, приготавливать себя как телесно, так и духовно. Необходимо осознать, что в данном месте или в данной ситуации может проявиться привычная страсть и затем приготовиться к этому. Это приготовление выражается в сосредоточении внимания не на воспоминаниях или на том, как начинает проявляться страсть, а на молитве, например, Иисусовой или если страсть проявляется сильно, то на усиленной просьбе к Господу не допустить страсть и оградить от этого зла.
Также работа мышечной системы может проявляться и по причине внутреннего сокращения мышц в области половых органов, и человек ими услаждается. Такие движения возникают обычно при завершении малакии или половых отношений.

Оглавление О выделениях или осквернении.

Такие проявления не являются грехом, если это естественное действие организма во сне или при болезни. Некоторые христиане не разделяют в понятии «истечение» самопроизвольных действий организма, например, во сне или вследствие урологических или гинекологических заболеваний, от последнего завершающего этапа действия страсти – чувственного наслаждения с выделениями, который в основном является итогом рукоблудия или итогом страстных фантазий, о которых мы поговорим в соответствующих темах.
Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: истечения): «Это скверные истечения кроме сна, или наяву. Если они происходят от слабости известных органов (подобно тому, как поврежденная, ослабленная плотина пропускает через себя воду), то слабость, или болезнь своего рода, не могла же придти без нравственной вины человека. Но самые поводы, или случаи, при которых обнаруживается эта телесная слабость, всего яснее доказывают чью-либо вину».
Нужно сказать, что некоторые люди не понимают глубины порока – блудной страсти, которая, выражаясь через тело, является все же душевным пороком, и поэтому решают бороться с ней медикаментозным лечением, особенно в отношении выделительных реакций организма.
Феофан Затворник (письмо 1080): «Лекарство от блуда - смех берет! - Ведь движение половое зависит от образования семени. Пока органы образования целы, будет собираться семя; и пока будет собираться – будет то движение. Но оно само по себе не грех. – Грех в похощении, и он то от воли, то от сатаны. Ваш рецепт на что действует? Конечно, не на волю, и тем меньше на сатану. Следовательно, производители грешности блудной целы… А коли целы.. на что же лекарство-то? – Если оно действует на прекращение семени, то оно ближит со скопчеством; ибо суть скопечства в этом. – В житиях видим, что на умаление образования семени действовали – постом, холодом, долу лежанием, жаждою, малоспанием и всякими себя преутруждением…, но никакого механического способа не употребляли. Потому думаю, что лекарство то не безгрешно. – Так думаю, что лучше его не касаться, а просить помощи у Господа. Конечно, трудновато; но что ж делать?»
Как видим, человеку не могут помочь лекарства, а необходимо постоянно находить способы духовной борьбы с телесными проявлениями и молиться.
О ночных осквернениях отцы говорят следующее:
Феофан Затворник (письмо 925): «Относительно ночных осквернений нельзя одного правила держаться, потому что разные бывают тут обстоятельства. Бывает истечение влаги совсем несознаваемое…, а иное бывает с сознанием, но без всякого похотения и телесного, и душевного, и даже с сопротивлением ему во сне. Эти два случая ни к чему не полагают препоны… ни даже к принятию Таин и служению литургии. Довольно сокрушиться сердечно и сказать духовнику. Но когда при этом бывают срамные мечтания с вожделением, согласием и желанием, тогда, исповедав это духовнику, лучше воздерживаться и от того, о чем вы сказали, и от всего другого, требующего особенной чистоты, пока испарится все скверное из души и тела. – Впрочем, духовник, смотря по лицу, может все разрешить… ибо и крайняя нужда бывает. – Посмотрите в книге Варсонофия и Иоанна… кажется, там есть и у Лествичника, и Кассиана».
Варсануфий Великий и Иоанн (Руководство к духовной жизни): «Вопрос 94 Иоанна: Если случится мечтание (осквернение) ночью, а утром надобно приступить к Св. Причащению, как следует тогда приступить?
Ответ: Приступим как уязвленные, не как пренебрегающие, но как имеющие нужду во враче, и Тот, Который исцелил кровоточивую, исцелит и нас. Возлюбим много, чтобы и нам простилось много. А когда приступаешь к Причащению, говори: «Да не будет ми Святыня сия, Владыко, в суд или во осуждение, но во освящение души и тела». И тогда приступи со страхом; и Владыка наш Господь, по человеколюбию Своему, сотворит с нами милость Свою. Аминь».

Оглавление Об общем принципе борьбы с естественными внутренними и внешними факторами, которые могут послужить началу действия страсти.

Что можно посоветовать при ощущении полового возбуждения от внешних и внутренних факторов. Во-первых, разумно подходить к выбору одежды, к гигиене тела и к положениям тела. Во-вторых, следить за собой и осознавать, что в данном случае прилогом является органическое или мышечное ощущение через осязание или выделительные процессы. Сочетание - это обращение внимания на ощущение тела и фиксирование его мыслью. Сосложение - это симпатия души к приятным ощущениям. Затем следует желание ощутить его дальше, и этим дается согласие на страсть, и начинают в уме появляться страстные образы (иногда хорошо знакомые), которые приведут к исполнению страсти на деле.
При борьбе, в данном случае после сочетания, когда человек зафиксировал это ощущение, он должен вынести верное суждение, от чего оно возникло. Св. отцы советуют не обращать внимание на эти движения, которые приносят телесное удовольствие, не услаждаться ими, а побольше давать нагрузку своему телу.
Феофан Затворник (письмо 632): «Крепитесь…, и стойте на страже… Враг не умаривается возмущать; а нам надо не умариваться противостоять ему. Водрузите страх Божий; пусть не отходит. Ибо Господь везде и все видит… Тело надо дисциплине предать строгой солдатской… Не переставайте не только не жалеть тела, но и тиранить его… пищи ему не давать – всегда переставая есть, когда еще чувствуется голод… и сна умалить… Какой-нибудь телесный труд до утомления был бы хорош… Коль скоро тело немного повысохнет и поохладится… тогда тревоги те совсем прекратятся… Тревоги от соков, а соки от пищи… Когда прекратится этот источник… и дела не будет».
Иногда святые давали советы в отношении тела о том, что можно воздействовать на него болевым эффектом. Что же при этом происходит? При страсти тело получает приятные ощущения, а возникшие болевые ощущения переключают нервное возбуждение с приятного на неприятное. Так мозг получает новые сигналы о том, что разжжения могут вызвать болевые ощущения и тем может выработаться новый рефлекс. Этот способ является вспомогательным, но при этом необходимо не увлекаться и не забывать о просительной молитве к Господу об избавлении от разжжения.
Феофан Затворник (письмо 624): «Если вы одни, жгутом или четками отдуйте себя по плечам до боли порядочной. Это успешнее всего злую рабу плоть обращает к покорности и смиряет».
Феофан Затворник (письмо 818): «Сейчас вспомнил, что тут, в обители, был некто из дворян… Борьба у него была с блудной страстью. Он держал под подушкой плеть… и как плоть начинала свои тревоги, он дул себя без жалости плетью... и усмирил плоть».
Но этот совет дается не только для тела, но и для страстных образов, которые человек сам привык воспроизводить и которые внушает враг.
Иосиф Исихаст (Письма, п.20): «Разгневайся на искусителя, зная, что он тот, кто затевает все это коварство. Но ты ему не позволяй. Воюй с ним. И когда он посылает тебе воспоминание того лица, бери палку и крепко бей по своим бедрам, чтобы увядала плотская похоть. Заплачешь от боли, но ум очистится от воспоминания. Исчезают образы и уходит обман представления. Этого искушения, дитя мое, очень бойся. Ибо оно — осквернение для души. Этот нечистый требует палки немилосердной. Здесь у всех моих молодых есть палка возле подушки. И только придет плотский помысел, дай ему палки! Так увядает похоть и расцветает душа. Итак, другого лекарства нет — молитва, пост и палка! И тогда очищается ум. Легко умиляется душа. Смягчается сердце. И получаешь дерзновение во время молитвы».
Если естественное возбуждение связано с мочевой системой, то что делать, вы сами знаете, и при этом следует четко осознавать, что это возбуждение связано с органическими процессами, происходящими в организме, и отвлечь свое внимание другими мыслями. Эта мысль должна быть проста, нейтральна, например, о каких-то текущих делах или т.п. Можно также подумать, что человек ничем не отличается от любого животного в своих естественных нуждах.
Если это связано с осязанием или положением тела, то нужно обратить внимание на свою одежду и устранить то, чем вызвано ощущение. При этом обязательно читать Иисусову молитву или другую краткую молитву-просьбу о помощи для угашения страсти.
Феофан Затворник (письмо 909): «Против страсти похотной пост и молитва, и неотступная память Божия со страхом, что стрела правды Божией может поразить при самом деле греховном…»
Феофан Затворник (письмо 634): «Главное – не допускать сочувствия и ни на одну иоту не допускать соуслаждения сласти… Затем – следовать должна неприязненность к сей сласти… Если теперь углубите свою неприязнь к этому, то скоро успокоитесь… и всю жизнь будете безопасны. Воззревайте всякий раз мысленно к Господу… говоря: «Господи! Видишь, что во мне, и что я не хочу этого… Помоги мне и утиши»».
На этом этапе может быть ошибка – человек не молится, а пытается бороться собственными силами.
Иоанн Лествичник (Лествица, Слово 15): «Кто хочет бороться с своею плотию и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти, и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить».
Следующий шаг - вспомнить о том, что блудник будет гореть в аду, и что ты также попадешь в ад, и будешь там мучаться вечность.
Ефрем Сирин (ч.2, сл.16, Слово увещательное): «При воспламенении в теле похоти приводи себе на мысль неугасимый огнь и нескончаемого червя, и тотчас угаснет разжжение членов; иначе, расслабев, будешь побежден и станешь раскаиваться, и обымет тебя огонь скорбию раскаяния, и привыкнешь грешить, хотя будешь раскаиваться».
Также необходимо помнить, что:
Иоанн Лествичник (Лествица, сл. 15): «Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нетлении нашего тела; бесы же, по утверждению некоторых, ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так как оскверняющую тело».
Необходимо не просто молиться только тогда, когда борет страсть, но постоянная брань с любыми страстными помыслами, а также постоянная молитва и богомыслие, которые будут очищать ум и сердце, и при этом тело будет руководимо духом.
Ефрем Сирин (Советы начальному монаху о духовной жизни, ст.54): «Убежищем от сладострастия служит, во-первых, часто и трезвенно молиться, а, во-вторых, предоставлять владычество уму и чистой мысли, не произносить бесчинных слов, несообразных с благоговейным устроением духа, в той уверенности, что Господь есть непогрешительный Судия. Внимательность ума и ожидание суда уничтожат внутреннее щекотание и иссушат усиливающуюся похоть, и в таковой душе произойдет тишина (улягутся похотливые движения)».
Далее. В брани с блудом помогает суровая воздержанная жизнь.
Василий Кинешемский (Беседы на Евангелие от Марка, гл. 10, ст. 1-16): «Хорошо вести суровую, воздержную жизнь: простой, умеренный стол; ничего жирного, пряного, возбуждающего; чистая вода вместо вина, чая и кофе; грубое белье, простая, скромная одежда; жесткая постель; умеренный сон и раннее вставание; купание или омовение холодной водой; регулярн

Рейтинг: 0 Голосов: 0 6059 просмотров
Комментарии (1)
0 # 2 декабря 2011 в 22:39 +1
Скажите, а кто является автором этой работы? именно автором, а не составителем.

Яндекс.Метрика