Воскрешение Лазаря

29 марта 2018 - Lena Isfarinka

 

И, как над Лазарем Спаситель; о, прослезися надо мной

Мы с вами знаем, что двунадесятые праздники, двенадцать главных праздников церковного года, имеют день, который называется предпразднством, день, который предваряет это событие.

Нечто подобное предпразднству есть и у праздника Входа Господня в Иерусалим. И это предпразднство - Лазарева суббота, или день, когда мы вспоминаем воскрешение праведного Лазаря четверодневного.

Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью. Евангелие от Иоанна рассказывает наверное, об одном из самых удивительных чудес, совершенных Им, о том, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря, брата Марфы и Марии, живших в Вифании. Господь любил это семейство, часто бывал в нем. И вот Лазарь заболел и умер.
Сестры старались вылечить его, но тщетно. Тогда они послали за Иисусом с просьбой, чтобы тот пришел и вылечил Лазаря. Но к всеобщему  удивлению, Иисус не поспешил в Вифанию, а остался еще на два дня там, где он был. Посланец вернулся и передал им слова Спасителя: «Эта болезнь не к смерти» (Ин. 11:4).За эти два дня Лазарь умер.

Иисус знал об этом, потому что Он знает все. Он сказал ученикам о смерти Лазаря и поспешил к нему. Окружающим было непонятно,  зачем Он теперь пошел к Лазарю, ведь тот уже умер. Прошло четыре дня со смерти Лазаря пока Иисус добрался до Вифании.
Сестры сокрушались, что Иисуса не было, когда брат заболел. Они считали, что Лазарь бы не умер, если б Иисус был рядом.  Встречают Его сёстры с плачем, со скорбью, с невысказанным упрёком в том, что не совершилось здесь чуда исцеления, такого, какое совершалось во многих других весях, по которым ходил Господь наш.
Все пошли к гробнице. Это была пещера, заваленная большим камнем. «Отнимиите камень»,- сказал Иисус.  

И что же мы видим? Богочеловек плачет. Плачет над Лазарем. Потому что ничто человеческое, кроме греха, Ему не чуждо. Скорбь о болезни и умирании, скорбь о том, что грехом человеческим смерть вошла в бытие мира и человеческого рода, Сыну человеческому не может быть чужда. Он - подлинный человек, и человеческая страдательность и сострадательность не может быть Ему чужда. Но Он же, будучи истинным Богом, Лазаря воскрешает. Лазаря, который пережил уже смерть не только как тление, то есть, разлучение души и тела, но начал переживать смерть как истление по слову преподобного Иоанна Дамаскина, то есть, как распадение тела на составляющие элементы, уже смердел, как мы знаем из евангельского повествования.

Иисус прослезился над телом любимого друга. Затем он громким голосом воззвал: «Лазарь! Иди вон» (Ин. 11:39, 43).
И тут произошло чудо. Мертвый Лазарь, завернутый в погребальные простыни, встал и пошел. Таким образом, Иисус не опоздал. Он сильнее смерти.

И это необыкновенное, величайшее чудо - когда человек, уже начавший разлагаться в своём телесном составе, силой Божией воскрешён к этой жизни - Господь совершает перед свидетелями с тем, чтобы никто из верующих в Него никогда не сомневался: Он есть истинный Бог. Не пророк, не учитель нравственности, не святой, заслуживший от Бога милость, но истинный Бог, Господин смерти и жизни, который возвращает от временной смерти к этой жизни того, кто на путях промысла Божия должен ещё послужить самим фактом своего пребывания на земле к славе Божией.

Вслед за этим мы видим, как по-разному люди отзываются на чудо, совершённое Спасителем. Одни уверяются, но другие начинают ненавидеть, желают убить не только Христа, но и воскрешённого им Лазаря, который являл собой свидетельство силы и величия Божия. А Лазарь проживет потом ещё довольно долго и умрет епископом Китийским на острове Кипр.

Воскрешение Лазаря, чудо, совершенное на глазах у большого числа людей, свидетельствовало, что Иисус – Сын Божий. Ветхозаветные пророчества предстали перед священниками в их истинном значении. Члены совета были очень обеспокоены, и их мнения разделились.
Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Время их приближается. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.

И сегодня, на вечернем богослужении перед нами встанут те самых два глубоких схода, ведущих в пещеру Лазаря в Вифании. Сперва ступени из больших камней, по которым трудно сходить, - так они высоки и круты, а потом - быстрый скат вниз, в самую погребальную пещеру.

В замершем от ожидания воздухе, над сбежавшимися к пещере жителями Вифании, прозвучит голос:  “Лазарь, тебе глаголю, гряди вон”. И как в эти дни покаяния и поста звучит призывом грешнику это властное слово.

И каждый из нас, как новый Лазарь, внимает Божественному слову...Гряди вон из тенет греха, в котором ты увязаешь. Гряди вон из мирских цепей, в которые ты закован. Гряди вон из пещеры отчаяния, порабощения темным силам. Гряди вон к солнцу, на свободу, в мир Господней благодати!..  И, как над Лазарем Спаситель; о, прослезися надо мной.

На трапезе разрешается вкушение рыбной икры


Воскрешение Лазаря не является воскресением в таком смысле, как в случае самого Иисуса, ведь Лазарь возвращается к жизни земной, со своими проблемами, болью и потом опять умирает. Воскресение, которое видим у Иисуса, в которое верим, что и мы воскреснем, это другое воскресение – в другом измерении… В том же теле, но уже совершенным – в новой жизни.

Но этим чудом Иисус готовит нас к последнему, настоящему воскресению. Он дает нам очень важную информацию – смерть не имеет последнего слова.

Чего мы боимся чаще всего? Боимся смерти – что заболеем, мы или наше близкие и умрем, что что-то случится и умрем, что кто-то нас убьет… Это то, чего особенно боимся. Смерть кажется нам чем-то последним, окончанием всего ...дальше 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика