Прот. Святослав Зулин. Питча о богатом и Лазаре. За гробом жизнь только начинается.

17 июня 2011 -
article142.jpg

   Сегодня при чтении Евангелия мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о богатом и Лазаре. Смотрите: уже даже название этой притчи многое говорит нам – притча о каком-то богатом и о Лазаре. Господь умышленно не называет богатого по имени, а Лазаря, бедняка, который, как сказано, весь в язвах лежал у дома богача, называет. Почему? Да потому, что этот бедный, несчастный Лазарь, который на земле не видел ничего, кроме страданий, лишений и болезней, записан у Бога в Книге Жизни! Его имя написано на Небесах. А богатый, который, как сказано, одевался в порфиру и виссон, каждый день устраивая роскошные пиры для таких же, как он сам, жил эгоистично, не замечая вокруг себя тех, кто нуждался в помощи – ему были уготованы муки вечные. Господь долготерпелив, Он ждет покаяния от каждого человека, ждет исправления нашей жизни. Не случайно получилось так, что нищий, больной Лазарь лежал у ворот этого самого богача. Не сказано, что он ходил от дома к дому, нет, он был «гноен», т.е. он не мог двигаться, он лежал и терпеливо ждал, желая насытиться хотя бы крохами, падающими с трапезы богача. Но сказано, что только псы приходили и лизали его язвы…
     На востоке, в жарких странах, где пища не может храниться долго, принято раздавать остатки пищи нуждающимся, и у домов богатых людей часто и сейчас можно видеть там многочисленных нищих, которые питаются тем, что выносят им с трапезы этих богачей. Но этот богач из притчи был не таков. Сказано, что и крошки никогда не дал он Лазарю со своей трапезы, а Лазарь лежал у его ворот и терпеливо ждал в надежде, что когда-нибудь его накормят. Сам он не мог добывать себе пропитание, ему оставалось только надеяться на человеческую доброту. Он молча терпел, возможно, молился, но не сказано, чтобы он хоть раз возроптал на этого богача или как-то возвысил голос – да если бы он это сделал, его давным-давно бы уже разорвали собаки богача. Но нет, он смиренно, терпеливо ждал, надеясь, что в богаче проснется что-то человеческое. Можно сказать, что Лазарь имел христианское устроение души, хотя, разумеется, тогда еще не существовало такого понятия – «христианин».
     К сожалению, и сейчас мы видим, как многие люди, живущие в достатке, ни в чем не нуждаясь, не замечают вокруг себя тех, кто жаждет помощи, сострадания. А ведь для того дает Господь человеку богатство, чтобы он мог помогать нуждающимся, делиться с неимущими. Богатые призваны распределять земные блага, поэтому можно сказать, что богатый человек живет ради бедняков. Это то служение, к которому его призывает Господь.
     Но что сказано дальше? Умирает Лазарь, и попадает на лоно Авраамово. Было такое место, куда попадали праведники, страдальцы – это не было раем – до Воскресения Христова все люди попадали в ад, но тем не менее, лоно Авраамово было отделено от места страданий грешников, и между местами пребывания праведных и грешных уже тогда, как мы слышали из притчи, существовала непреодолимая пропасть.
     Там, на лоне Авраама, находились все ветхозаветные праведники, ожидая, когда придет время и явится обещанный Мессия, Спаситель мира, Христос, и выведет их в Царство Божие (это произошло после смерти Господа Иисуса Христа – как мы знаем, Он сошел во ад и вывел оттуда души ветхозаветных праведников, тех, кто на земле жил верой в Христа грядущего).
     Умер Лазарь, и был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Так умирают праведники! Ангелы взяли душу его из мира, где он испытывал только страдания, туда, где в ожидании Господа и вечного блаженства, находились праведники. Умер, сказано, и богатый, и похоронили его.
     Опять же, если мы внимательно посмотрим, станет понятно, почему сначала умер Лазарь, и только после этого – богач. Ведь для богача Лазарь и был тем человеком, ради которого он жил, ради которого его терпел Господь!.. Но вот умер тот, благодаря которому жил богач. Некого теперь было облагодетельствовать, даже если бы он захотел. Тогда умирает и богач. Господь есть Податель жизни, Он же и распоряжается жизнью и смертью, все в Его воле. И вот, находясь в страшных муках, страдая в огне геенском, которое, как сказано в Писании Самим Господом, «не угасает», где «плачь и скрежет зубов», поднял богач глаза к небу, и увидел там, вдали, на лоне Авраамовом, того самого Лазаря, которого при жизни он никогда и не замечал… Да, смерть расставила все по своим местам. Только там, за дверьми этого мира, стало ясно, кто из них находится на истинной высоте. Не богач, который жил разгульно, эгоистично, прожигая то время, которое он мог бы использовать для спасения своей души, на праздные развлечения, не замечая вокруг себя бедных и обездоленных, а бедный, больной, убогий Лазарь.
     Взмолился богач: отче Аврааме, пошли Лазаря, пусть он омочит палец свой в воде и прохладит язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем! Но Авраам отвечает, что это невозможно, т.к. «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк., 16:26). Богач получил исчерпывающий ответ – за гробом мы получаем, в зависимости от наших земных дел, воздаяние вечное – либо в вечности с Богом, либо без Него, там, где «плач и скрежет зубов»… (Мф., 13:50)
     Тогда случается следующее: осознав безвыходность своего положения, этот богач начинает беспокоиться уже не о себе, а о своих братьях, которые еще живы, и, по всей видимости, живут также разгульно и эгоистично, как и он, не думая о том, что их ждет за порогом смерти: «так прошу тебя, отче Аврааме, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк., 16:27-28). Авраам ответил: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их. Но богача такой ответ не устроил, он знает своих братьев, знает, как далеки они до того, чтобы верить пророкам и исполнять предписанное Законом Божиим… И он говорит: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются» (Лк., 16:30).
     Как часто нам приходится слышать от людей неверующих: «Ну как можно серьезно относиться к тому, что после смерти есть какая-то другая жизнь, какие-то вечные муки, какой-то ад, рай и т.д. Ведь никто оттуда не возвращался». ВОЗВРАЩАЛИСЬ! И в наше время, не так давно, в середине ХХ века произошел случай воскресения мертвой женщины – Клавдии Устюжаниной, помните? Она была убежденной атеисткой, вернувшись же (буквально) с того света, стала верующим человеком, в корне изменившим свои взгляды на жизнь! Она рассказала обществу, тогда еще советскому, атеистическому обществу, то, что видела там, за порогом смерти. А переступить его придется рано или поздно каждому из нас… И что, поверил ей кто-нибудь? Возвращение человека с того света заставило ли тогдашнее общество покаяться, заставило ли атеистов пересмотреть свои взгляды на жизнь? Нет, они продолжали упорствовать в своем заблуждении! И когда в Томске в Петропавловском соборе отец Александр Пивоваров (ныне почивший) произнес с амвона проповедь о том, что в Барнауле Господь воскресил мертвую женщину, его сразу же вызвали в Обком – что это вы такое, товарищ поп, проповедуете, как это мертвый человек может воскреснуть? А когда позвонили в Барнаул, и убедились, что Клавдия действительно жива, батюшку отпустили.
     Так что, воистину, «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Лк., 16:31). Неверующий в Бога, в воздаяние в загробной жизни, не поверит, даже если ему явится воскресший из мертвых человек – он сочтет его обманщиком. А верующему человеку не нужны никакие свидетельства, воскрешения – он и так знает, что настоящая жизнь начинается ТАМ, за гробом! А эта земная жизнь сиюминутна, быстротечна. Спросите любого долгожителя, кто прожил 80, 90, 100 лет – все скажут вам: жизнь прошла, и даже не заметил. И вот уже приоткрывается дверь в мир иной, и ясно становится, что настоящая жизнь только начинается, и какой она будет, зависит от того, как мы жили здесь, на земле… А муки вечные есть, это ясно прозвучало из уст Самого Господа («где червь их не умирает и огонь не угасает», Мк.,9:44), и этого нужно убояться. Иногда мы идем на сделку с совестью – ну сделаю что-то нехорошее, - даже если меня накажут, ну вытерплю, а потом все будет как всегда. Но после смерти расплата за грехи, неизглаженные искренним покаянием, будет вечной, а это воистину страшно, страшно оказаться на веки вечные во тьме, в огне геенском, без всякой надежды на спасение…
     Поэтому дай нам всем Бог Лазарево терпение и смирение, чтобы, как и Лазарь, сподобиться Царства Божия!

     Стоит отметить, что некоторые святые отцы считают, что Господь произнес эту притчу еще и в назидание первосвященнику Анне, у которого тоже было пять братьев. Но Господь не назвал имя Анны прямо, потому что «обличение строптивому – вред ему, а благочестивому – спасение». Если прямо обличить благочестивого человека, это пойдет ему на пользу, т.к. он примет обличение со смирением, а для строптивого – это действительно вред, это искушение, это лишняя бессонная ночь...

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2904 просмотра
Комментарии (1)
0 # 23 июня 2011 в 22:11 +1
Спасибо, большое, Василий, за интересные статьи!

Яндекс.Метрика