Монахиня Нина (Крыгина). О женской эмансипации

4 апреля 2011 -

Почему эмансипация вообще стала возможна? Что является духовной первопричиной столь широкого распространения изуродованного, карикатурного женского образа?


"Ева" - в переводе значит "жизнь". Такое имя, раскрывающее сущность её обладательницы, было дано первой женщине. Оно запечатлело в себе замысел Творца о предназначении всех женщин, имеющих общую прародительницу, независимо от того, помнят они об этом или нет. Это предназначение касается не только и не столько физического продолжения рода, деторождения, сколько участи в вечности самой женщины и тех, кто должен от неё родиться, кого она совместно с мужем должна воспитать для жизни в Царствии Небесном.

Столь высокое предназначение можно выполнить только тогда, когда сами потенциальные носители жизни живут в соответствии с заповедями Божьими, а не противоборствуют им. "На кого воззрю, - говорит Господь, - только на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих" (Исх.66:2). Всегда ли современные Евы соответствуют этим характеристикам?

К сожалению, нет. Более того, в настоящее время существуют разнообразные общественные движения, деятельность которых направлена на "разрушение до основания" в сознании людей представлений о Богоустановленном миропорядке. К их числу относится и феминистское движение, призывающее женщин к эмансипации, под которой понимается раскрепощение от традиционной системы ценностей.

Семья - это малая Церковь. Смысловой удар разработчиков идей феминизма направлен на ценностный, духовный выбор тех, кто находится в самом центре "домашней Церкви" (Рим.16:4), кто является связующим звеном между мужем (главой семьи) и детьми (будущими создателями "малых Церквей").
В Православии предусматривается четкая семейная иерархия: мужчина является главой, кормильцем и защитником семьи. Он, находясь в послушании Богу, обладает безусловным духовным, нравственным авторитетом. Женщина должна находиться в подчинении мужу, ибо сказано: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви" (Еф.5:22-23). Ожидается, что женщина будет заботливой супругой ("помощницей ему" (Быт.2:18)), нежной матерью, воспитывающей совместно с супругом своих детей в соответствии с заповедями Божьими, и добросовестной хозяйкой. Дети воспринимаются родителями как дар Божий и растут в послушании и уважении к старшим. Так должно быть по замыслу Творца.

Но что предлагают современные поборники эмансипации? Они призывают сделать всё наоборот. Приведем несколько выдержек из публикаций убеждённых сторонниц эмансипации. Философ и культуролог из Чехии Иржина Смейкалова-Стрикланд считает, что за словом ""феминизм" кроются заявления о женской угнетенности в патриархальной культуре"[1, стр.381-382], с которой и предлагается бороться всеми доступными способами. Её американская единомышленница Барбара Берг в своей работе "Врата памяти: истоки амери канского феминизма" главное внимание уделяет достижению женщинами большей индивидуальной свободы. Она заявляет: "Это свобода решать свою собственную судьбу; свобода от детерминированной полом роли; свобода от подавляющих ограничений со стороны общества; свобода полного выражения своих мыслей и превращение их в действие. Феминизм требует признания права женщин на индивидуальную совесть и суждение". И всё вышесказанное понимается "как борьба за прекращение угнетения по половому признаку" [1, стр.245].

Богоборческая суть женской эмансипации заключается, на наш взгляд, в том, что грех как преступление заповедей Божиих возводится в ранг добродетели. Прежде всего, это касается греха гордости. Современные Евы снова стремятся стать "как боги, знающие добро и зло" (Быт.3:5).

Изменяется вектор направленности в духовном становлении женщины. Современной Еве предлагается перевёрнутая система ценностей. Вместо подчинения мужу и помощи ему - горделивое, самодовольное равенство с ним (а на деле - нередко стремление к главенству над ним). Вместо рождения и воспитания детей, ибо сказано, что "женщина спасается чадородием" (1Тим.2:15), - безудержное желание заняться личностным и профессиональным самореализацией, которое при более пристальном рассмотрении чаще всего оказывается примитивным эгоистичным желанием пожить для себя. А ведь "деторождение есть не только исполнение Божия Завета "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю"(Быт.1:28), но и вид служения Богу, неотъемлемого от брачной жизни" [5, стр.110]. А как же заповедь Христа: "Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной" (Мф.16:24)?!

Призыв"пожить для себя", "думать, прежде всего, о себе", так широко растиражированный сторонниками эмансипации, на самом деле является ловушкой, приводящей к "публичному одиночеству", когда наличие других людей вокруг субъективно воспринимается как пустыня. Когда никто, кроме себя, по большому счёту и не интересен. Когда главной целью жизни становится достижение иллюзорного равенства с представителями другого пола. Когда на всё вокруг предлагается смотреть через амбразуру собственного больного самолюбия.

Тем не менее, воинственные представительницы "прекрасной половины человечества", увлеченные идеей эмансипации, тоже хотят быть счастливыми в своей жизни. Они искренне верят, что, действуя в жизни как мужчины, будут иметь от неё всё то, что имеют "представители сильного пола" и, добавочно к этому, то, что полагается им как женщинам. Они ожидают, а порой буквально требуют к себе уважительного и бережного отношения со стороны окружающих. Демонстрируя на работе и дома мужской стиль поведения, включающий в себя такие характеристики как "властность", "решительность", "жёсткость" и др., они буквально требуют к себе отношения как к представительнице "слабого пола". "Раскрепощенные" женщины так же настроены на проявление любви и внимания со стороны мужа, заботы и послушания - со стороны детей в собственной семье.

Когда убежденные современные "эмансипэ", внешне состоявшиеся в жизни, рассказывают о себе, то обычно приходится слышать одно и тот же: "У меня всё есть". А потом выясняется, что есть всё, кроме счастья.

И такой итог неизбежен. Счастье человека зависит не от внешних обстоятельств, а от состояния души. "Страсти" и "страдания" - это однокоренные слова. Вскармливая и взращивая собственные страсти, человек любого пола тем самым увеличивает и меру собственных страданий; обезличивается, обезображивается в той мере, в какой отходит от того, что задумано Творцом.

Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге "В поисках истины" описывает свои диалоги со старой дворянкой. В одной из приведённых бесед есть, на наш взгляд, очень точный образ феминисток, который возник у собеседницы архимандрита ещё тогда, когда эмансипация в России и в мире только начинала набирать свои обороты. Умудренная жизненным опытом женщина, в частности, сказала: "Я никогда не была феминисткой, как некоторые женщины из моего круга. Феминизм внушал мне чувство отвращения. В древности скифские племена сооружали около дороги изваяния - высеченные из каменных глыб человеческие фигуры: они состояли из туловища и головы, но рук и лица у них не было. Нельзя было разобрать, мужчина это или женщина; их называли "каменные бабы". Феминизм представлялся мне производством каменных баб. Женщины хотели сравняться с мужчинами и превращались в какие-то грубые, безформенные существа. Теряя женскую красоту, они не получали мужской силы; теряя тонкость и изящество души, они не приобретали широты мужского рассудка. Феминистки, которые демонстративно подчеркивали равенство с мужчинами тем, что ездили на велосипедах по улице с папироской в зубах, казались мне предательницами женского достоинства, какими-то живыми карикатурами" [2, стр.64-65]. Это довольно жёсткий и вместе с тем очень точный образ эмансипированных женщин, болезненный для многих её представительниц, и, тем ни менее, такой узнаваемый в наши дни.

Но почему эмансипация вообще стала возможна? Что является духовной первопричиной столь широкого распространения изуродованного, карикатурного женского образа?

С точки зрения русского философа А.И. Ильина, "жизнь без святыни есть первое большое бедствие нашего времени. ... Ведь наша земная жизнь имеет свой сокровенный, высший смысл. Он - не на поверхности повседневности мелочной суеты. ... Он требует от нас непринужденного признания и решительного предпочтения... Если же мы не удовлетворим этому требованию..., тогда ускользнёт от нас высший смысл жизни и наступит незаметно осквернение её. И не потому, что она станет бессмысленной сама по себе, а потому, что мы начнём жить так, как если бы она была бессмысленной"[4, стр.7-8]. "Эта лишенная святого пошлость может ко всему примазываться, во всем укореняться; а там, где она проникает и ширится, вырождается всё - как в отдельном человеке, так и в жизни целых поколений" [там же, стр.11]. На наш взгляд, всё вышесказанное напрямую относиться и к эмансипации женщин.
Мнение русского философа И.А. Ильина во многом согласуется с исследованиями психологов. Анализируя образ женщины в истории, американский исследователь Дж. Хантер, пришла к выводу, что процесс женской эмансипации со времен глубокой античности прямо связывался с распадом морали, с деструктивными социальными последствиями, разрушением семьи [3, стр.72].

Будучи психологом, мне неоднократно приходилось консультировать "раскрепощенных" женщин, обращавшихся с просьбой помочь разрешить серьёзные семейные проблемы. Некоторые из них, привыкшие всю жизнь "пробиваться" и "рассчитывать только на себя", в личной беседе с болью признавались: "Ну, что я могу сделать. Я не умею любить. Я не испытываю чувство благодарности. Я не знала, что такое материнская любовь. Я ничего не могу дать своим детям и мужу. Мне просто плохо". Страшно и больно! В доме без любви и благодарности всегда ощущается могильный холод. А выход только один - впустить в сердце и в свой дом Бога, начать жить по Его заповедям, а не вопреки им.

Современным сторонницам эмансипации следует задуматься над тем, что жизнь, посвященная борьбе с Творцом, с тем, что Он заповедал своему творению, больше напоминает смерть. Это путь самоуничтожения. Господь говорит: "Жизнь и смерть предложил Я тебе. Избери жизнь" (Втор.30:15).

Библиографический список:
1. Антология гендерной исследований. Сб. пер. /Сост. и комментарии Е. А. Гаповой, А.Р. Усмановой. - Мн.: Пропилен, 2000. -384с.
2. Архимандрит Рафаил (Карелин). В поисках истины. Беседы о духовной жизни. - Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2005.-351с.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - Спб.: Питер, 2006. -544с.
4. Ильин И.А. Книга надежд и утешений. - М.: Апостол Веры, 2006. -384с.
5. Священник Владимир Зелинский, Н. Костомарова. Загадка "единой плоти" или попытка задуматься о христианском браке. // И будут двое одна плоть.
Размышления о христианском браке. /Сост. А.Баранов. - М.: ОБРАЗ, 2006. - С.95- 127.

Рейтинг: +3 Голосов: 3 4611 просмотров
Комментарии (2)
0 # 4 апреля 2011 в 23:49 +2
Я бесконечно согласна с тем, что сказано в этой статье. К сожалению в наше жестокое время люди так заблуждаются!
Ведь проблема действительно серьёзная. Например у меня все мои знакомые девушки и женщины не хотят быть такими, какими они должны быть по Божьему замыслу, считая это либо просто "пока не нужным", либо вообще, чем то оскорбительным. Признаюсь, я с детства увлекалась мужским образом жизни: игры, оружие, единоборства, вождение автомобиля и т.д. Благодаря этому я получила мужскую специальность, подпортила себе здоровье, Слава Богу ничего серьёзного, чтобы испортило мне жизнь, но всё таки. Самое печальное, что даже мои близкие родственницы говорят мне: "Приучи мужа к тому, что ты главная, что ты - хозяйка." По сути они хотят, чтобы у меня был муж - подкаблучник! А когда я начинаю с ними спорить, то они приводят такой довод: "Иначе он сядет на тебя и будет ездить! Ты этого хочешь?". Я мысленно кричу "А КАК ЖЕ ЛЮБОВЬ?", "Муж должен относится к жене с уважением и должен быть ей защитником во всем! Поэтому он обязан быть сильнее её во всем, но это же не значит, что он должен пользоваться ей как вещью!!!" Я прошу Бога со слезами, чтобы Он подарил мне Мужа, который будет во всём настоящим мужчиной, с которым я не буду бояться быть самой собой - слабой, хрупкой, доброй, нежной, ЖЕНСТВЕННОЙ. Я прошу у Господа МУЖА - Защитника, МУЖА - Доброго и Терпеливого, Мудрого, который будет меня не ругать, а наставлять по мудрости и по справедливости своей. А иначе если слушать наставления "умных, советских" женщин старшего поколения, то можно либо вообще не выйти замуж и быть 2 в одном, либо прожить всю жизнь с мужем, но при этом не быть ЗА МУЖЕМ. И какое тогда воспитание детей может быть? Переворачиваем природу с ног на голову.
0 # 5 апреля 2011 в 21:55 +1
У меня есть книжечка, которая называется "Православное супружество", она небольшая и в ней рассказывается о том, что такое настоящий брак, любовь, а также говорится о том какие добродетели должны быть в женщинах и мужчинах. И всё это показано на примере преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского. Очень хорошая книжка, интересная, читается очень легко. Рекомендую прочесть всем, особенно тем кто собирается жениться или выходить замуж. В ней всё доступно написано для нынешней молодёжи. Я её прочитала уже где то полтора года назад, а сегодня вспомнила, что в этой книжке есть очень интересные слова, которые явно по этой теме. Советую это запомнить всем женщинам всех возрастов.


Митрополит Ташкентский
и Среднеазиатский
ВЛАДИМИР
(Иким)
"Православное Супружество"
Издательство
"Сибирская Благозвонница"
Москва  2008 год


Цитата из книги:

"Сатана подверг домашнюю малую церковь всесторонней атаке. К срыванию с брака покрова Божественной благодати
добавилось извращение женской природы. В 1909 году благочестивому мирянину Н.Н. Рышковскому было явлено страшное видение: шествие разрушителя. Он слышал "инструкцию" князя тьмы Люцифера, обращенную к демонским легионам: Есть одна самая неприступная крепость у людей. Это - материнство: обновление потомства и его воспитание. Если не возьмёте, не покорите этой твердыни - всё напрасно, ибо не успеете справиться с одним поколением, как вырастет новое, и воспитается против нас новая сила. В женщине надо взять нам человечество в его настоящем и будущем, взять его целиком. Ловко и умело издевайтесь над женщинами и задевайте их самолюбие. Всё то, что в женщине - великая сила и свет, представляйте в глазах её бессилием и постыдным малодушием. Тогда женщины пойдут напролом оспаривать у мужчин их права, и женская душа уподобится мужской. Вся сила обаяния, нежной ласки, женственной скромности и той Божественной привлекательности, развивающей возвышеннейшее чувство красоты и совершенства, которыми обладает женщина, пропадут сами собой, и мы в женщине будем иметь верную нашу рабу и союзницу. . .
И вдруг ужаснулся Люцифер и скорчился, как бы от сильной боли. С высоты неприступной проник в преисподнюю, как молния, луч чистого света и поразил тьму, и рассеял мрак. То было напоминание Люциферу о его безумном бессилии и бесконечном милосердии Творца. И промелькнул перед иступленным взором Люцифера светоносный лик Пречистой Девы - Матери Агнца, неусыпной вечной Хранительницы и Заступницы чистоты и материнства женщин.
Обезбоженная страна отвергла Покров Пресвятой Богородицы. Словно следуя "диавольской инструкции", большевики довели пресловутую эмансипацию до крайних пределов. В качестве женского идеала выставлялись мужеподобные "ударницы коммунистического труда". Надрывая своё нутро, "равноправные" женщины становились землекопшами и грузчицами, в три погибели гнулись над конвейерами и дышали ядовитым зловонием химических производств. Разложение основ семейственности обрекло множество женщин на одиночество, и они должны были сами зарабатывать себе на жизнь. А в существовавших семьях из-за социалистической уравниловки даже работящий муж часто оказывался не в состоянии один прокормить жену и детей.
К тому же быть на положени иждивенки для женщины считалось позором. В добавок, уже по традиции, эти "производственницы" ещё и волокли на себе домашнее хозяйство, преждевременно старея и превращаясь в изнуренных жизнью кляч. Не на любовь к мужу, не на материнскую ласку и воспитание детей не оставалось сил. Советские женщины досыта вкусили горьких плодов "равноправия".

Яндекс.Метрика