КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Тропарь, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Совсем недавно мы молитвенно встречали радостный и спасительный праздник Рождества Христова. Мы торжественно воспоминали, как по неизреченной любви к людям пришел на землю Сын Божий, принял на Себя плоть человеческую. Мы ходили в Вифлеем и воспринимали Христа простым и доверчивым сердцем вифлеемских пастухов, которым Ангелы Божии возвестили о пришествии в мир Христа. Мы воспринимали Его и мудростью трех восточных волхвов, которых истинное знание и глубокая мудрость привели к пещере Богомладенца. А потом тридцать лет мы ничего не знали о Христе. Знали только то, что Пресвятой Богородице со св. Иосифом пришлось бежать в Египет, укрываясь от Ирода и спасая маленького Младенца Христа. Потом святое семейство жило в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Иисус ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа.

Но вот Ему исполнилось тридцать лет. А по законам Израиля человеку, достигшему этого возрасту, можно выходить к людям с проповедью. А, значит, и пришло время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся, в знак их желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось «пустыней Иудейской,» лежавшей на западном побережье Иордана и Мёртвого моря. Иоанн Креститель никогда не видел Христа и даже боялся думать, что ему надобно крестить Его, но всецело повинуясь повелению Господа, выполнял свое служение.

Иоанн Креститель был строгим подвижником, носил грубую одежду из верблюжьего волоса и питался акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. После скучных наставлений иудейских книжников, рассуждающих, главным образом, насчет правильного исполнения различных религиозных обрядов, проповедь Иоанна Крестителя пронеслась по Иудее, как струя свежего воздуха. «Гласом вопиющего в пустыне» он громко взывал к людям призывом: «Покайтесь». Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: «Что же нам делать?». Иоанн отвечает: «У кого две одежды, тот дай неимущему». Это было совершенно ново для ветхого человека. До сих пор он искупал свои грехи перед Богом всесожжениями, а теперь требовалось совсем иное: обидел кого — попроси прощения; украл — верни украденное, твори дела любви и милосердия и воздерживайся от всякого зла. Народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве.

Люди молча стоят на берегу, со слезами входят в Иордан. И Иоанн крестит их «крещением покаяния для прощения грехов».

Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою.

Неудивительно потому, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? Потому, что это было время всеобщего ожидания Мессии, Который, когда придёт, будет крестить. На это Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние, то есть в знак покаяния, но за ним идёт Сильнейший его, Которому он, Иоанн, недостоин развязать ремень обуви, как это делают рабы для своего господина.

Внезапно в толпе кающихся, никому не известный и никем не замеченный, появляется Иисус из Назарета Галилейского. Он не желает выделяться среди других людей и просит «крещения» у пророка. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал Кто Он. Но, когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство, и поэтому в недоумении сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? » — «Так надлежит нам исполнить всякую правду,» — кротко ответил Спаситель.

Этими словами Господь Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрождённого Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.

Для чего же Безгрешный приходит креститься во Иордане вместе с грешниками? Чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. И, «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов.

»И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него." Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: «Явился еси днесь вселенней…».

И раздался Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение», указав Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и, вместе с тем, эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.

Этот день еще называется Богоявлением (Бого-Явлением). Потому что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился: до этого дня Он не был известен народу.

Так началось служение Спасителя. Светозарную плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными.

С тех пор ежегодно, в день Крещения, мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней.

И пусть люди, пришедшие в этот день в храм, не поняли паремий, пусть они не все уразумели в ектениях и молитвах чина освящения, но и они слышали блаженные слова: «Во Иордане крещаюшуся Тебе, Господи», исполнились веры, радости, восторга и устремились за святой водой. Это привлекает их сюда в небывалом множестве!

А еще, когда происходит чин Великого освящения воды, — отверзаются небеса. Это маленькое, мало кому заметное чудо происходит всегда, несмотря ни на какую погоду и затянутое небо.

А потом, из уст в уста будут передаваться слова: «Скажите Иоанну — слепые прозревают, очищаются прокаженные. Скажите ему — сбываются слова Исаии. Скажите — Я творю все новое. Бог пришел, несмотря ни на что — падение, предательство, непонимание. Он верен. Он сказал — и Он сделал. Вопреки всему. Ибо Он неподвластен человеческой силе».

А после Крещения, Иисус Христос уйдет в пустыню — чтобы уединиться, чтобы подготовиться к исполнению той Миссии, для которой Он и пришёл на землю…

И каждый раз, когда происходит Крещение человека, что было над Спасителем, то же самое и над крещаемым повторяется. И при твоём крещении небо отверзается, и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святой. И тебя Бог призывает тогда к горнему отечеству. Во святом крещении Дух Святой делает нас не ангелами или архангелами, а возлюбленными сынами Божиими. Итак, живи достойно сего высокого звания. Иначе ты будешь наказан за грехи свои не просто, как человек, но как сын Божий.

14:40
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!